О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» рассказал заместитель начальника Главного управления (по антикризисному управлению) Николай Платонихин
- Николай Владимирович, как возникла идея создания единого номера вызова экстренных служб?
- В 2010 году, 28 декабря, вышел Указ Президента Российской Федерации № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации», - рассказал Николай Платонихин. - Возникла идея создания единого номера 112 и было опубликовано постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 года № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В настоящее время разработана и начала действовать федеральная целевая программа «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы». Она утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 223, и именно в рамках этой программы на территории Оренбургской области принята своя нормативная база, определен порядок финансирования и проводятся необходимые работы.
- В Орске и Соль-Илецке Планируется создать пилотные зоны системы-112, - рассказывает заместитель начальника Главного управления (по антикризисному управлению) Николай Платонихин, - а ориентировочные сроки ввода системы-112 на территории всей Оренбургской области запланированы на 2017 год.
- Николай Владимирович, естественно возникает вопрос, где взять специалистов, способных обслуживать единую систему - 112?
- Для обучения операторов Системы-112, создаваемой на территории Оренбургской области, предлагается обучить преподавательский состав Учебно-методического центра ГОЧС Оренбургской области. В последующем новые специалисты сами будут проводить первоначальное обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала (операторов) Системы-112, используя технические и информационные ресурсы Резервного Центра обработки вызовов, - ответил Николай Платонихин.- Не ранее, чем за полгода до ввода в эксплуатацию системы-112, принято решение проводить обучение персонала (операторов) Системы-112, ЕДДС МО, ДДС (01, 02, 03, 04, службы «Антитеррор»). Такой порядок был определен на заседании межведомственной рабочей группы по созданию системы-112 на территории Оренбургской области.
- Пока еще не совсем понятно, как, с практической точки зрения, будет выглядеть работа системы -112?
- Применительно к Оренбургской области, - пояснил Николай Владимирович, - при окончании двух циклов переадресации телефонных звонков, приходящих по единому номеру экстренных оперативных служб «112», с использованием интерактивной информационно-справочной системы - голосового автоответчика (IVR) - переадресация вызова будет осуществляться в единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований.
Предварительно операторам связи направлено письмо о технической возможности и сроках по переадресации вызовов на номер «112». На сегодня коммутатор-автоответчик и техническая возможность имеется у ОАО «Вымпелком» (Билайн), ОАО «Мобильные Телесистемы», а вызовы на номер «112» с 20.10.2014 года осуществляются с использованием услуги IVR.
Практически функционирование системы будет выглядеть следующим образом: при дозвоне на телефонный номер «112» абоненту сообщается: «Вы дозвонились в службу «112» для соединения с пожарно-спасательной службой - нажмите 1, с полицией - нажмите 2, со скорой медицинской помощью - нажмите 3, со службой газа - нажмите 4».
Проведенная работа показала, что наиболее эффективным решением, обеспечивающим максимальные значения перечисленных факторов безопасности, - подчеркнул Николай Платонихин, - является создание Системы-112: обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб.