Памятка для субъектов малого и среднего предпринимательства «Пожарная безопасность в вопросах и ответах»

Вопрос: Кто может быть привлечен к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, и какие виды ответственности предусмотрены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответ: В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: - собственники имущества; - лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; - лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; - должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица, а также иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вопрос: Какие общие условия предусмотрены законодательством Российской Федерации для привлечения к административной ответственности юридических лиц за совершение административных правонарушений. Ответ: В соответствии со статьей 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности привлекается вновь возникшее лицо. В указанных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вопрос: К какой категории субъекта административного правонарушения относятся индивидуальные предприниматели. Ответ: На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено другое. Вопрос: Какими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Ответ: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит несколько статей, предусматривающих административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Основной статьей, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является статья 20.4 КоАП РФ, которая содержит шесть частей, образующих самостоятельные составы административных правонарушений. Кроме статьи 20.4 Кодексом предусмотрена административная ответственность: - за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32); - за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статья 11.16); - за осуществление предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией пожароопасного производственного объекта, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением предусмотренных лицензией условий (статья 14.1); - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением предусмотренных лицензией условий (статья 19.20); - за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в части несогласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, схем размещения торговых мест (статья 14.34). Вопрос: Какие виды наказания предусмотрены законодательством Российской Федерации за совершение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями административных правонарушений в области пожарной безопасности. Ответ: В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности предусмотрены следующие виды административного наказания: - предупреждение; - административный штраф с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья либо без таковой; - административное приостановление деятельности. Вопрос: Кто имеет право привлечь к административной ответственности и кто в соответствии с этим может составить протокол о нарушении правил пожарной безопасности? Ответ: В соответствии со ст. 23.1, 23.34 КоАП РФ, привлечь к адми-нистративной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях имеют право: - должностные лица органов государственного пожарного надзора, наделенные полномочиями в соответствии с утвержденным перечнем должностей ГПС МЧС РФ; - судьи, если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в суд. Кроме того, за неисполнение законного предписания должностного лица ГПН решение о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ принимаются мировыми судьями. В соответствии со ст. 28. 3 КоАП РФ составить протокол о совер-шении административного правонарушения вправе: -уполномоченное должностное лицо органа государственного по-жарного надзора; -должностные лица органов внутренних дел (милиции). Вопрос: Может ли быть составлен протокол об административ-ном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении? Ответ: В соответствие постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Ко-декса Российской Федерации об административных правонарушени-ях» № 5 от 24.03.2005г., протокол об административном правонару-шении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которо-го возбуждено дело об административном правонарушении, если это-му лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважитель-ными. Вопрос: Будет ли наложен штраф в случае отказа правонаруши-теля от подписи протокола и в случае его неявки на рассмотрение административного дела? Ответ: В случае если правонарушитель отказался от подписи, то об этом делается соответствующая запись государственным инспектором в протоколе об административном правонарушении (ст. 28. 2 КоАП РФ). При неявке нарушителя на рассмотрение административного дела оно может быть рассмотрено в его отсутствие (ст. 25. 1 КоАП РФ), но только в том случае, если привлекаемое к административной ответст-венности лицо (законный представитель) были надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела по существу. Должностное лицо вправе признать явку лица (законного предста-вителя) на рассмотрение дела обязательной. Вопрос: Исходя из чего, устанавливается величина налагаемого на правонарушителя штрафа? Ответ: Размер административного штрафа за совершение админист-ративного правонарушения назначается в пределах установленных за-коном размеров. При назначении административного наказания учитываются ха-рактер совершенного им административного правонарушения, лич-ность виновного, его имущественное положение, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Вопрос: В какой срок и кому может быть обжаловано постанов-ление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отноше-нии юридического лица и индивидуального предпринимателя? Ответ: В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановле-ние о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постанов-ления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по хо-датайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу. В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложе-нии административного наказания, вынесенное государственным ин-спектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в выше-стоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательст-вом. Вопрос: Можно ли отсрочить или рассрочить исполнение поста-новление о наложении административного наказания, в части уп-латы административного штрафа. Ответ: При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде ад-министративного штрафа невозможно в установленные срок, должно-стное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить уплату адми-нистративного штрафа на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к ад-министративной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановле-ние, на срок до трех месяцев. Вопрос: Что такое административное приостановление деятель-ности. Ответ: Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объек-тов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов дея-тельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного поряд-ка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмот-ренных настоящим Кодексом, если менее строгий вид администра-тивного наказания не сможет обеспечить достижение цели админист-ративного наказания. Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Вопрос: Имеет ли право государственный инспектор по пожарно-му надзору в ходе проведения проверки самостоятельно закрыть проверяемый объект либо его часть. Ответ: В соответствии с действующим законодательством таким пра-вом государственные инспекторы по пожарному надзору при прове-дении проверок не обладают. Правом принятия решения о временном прекращении какой-либо деятельности наделен исключительно суд путем наложения административного наказания в виде администра-тивного приостановления деятельности. Однако Кодексом Российской Федерации об административных пра-вонарушениях в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности. В соответствии со статьей 27.16 Кодекса временный запрет деятель-ности заключается в кратковременном, установленным на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объек-тов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов дея-тельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совер-шение административного правонарушения возможно наказание в виде административного приостановления деятельности, в исключи-тельных случаях, если это необходимо для предотвращения непосред-ственной угрозы жизни и здоровью людей, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. О временном запрете, деятельности составляется протокол, копия ко-торого вручается законному представителю юридического лица либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без об-разования юридического лица. С этого момента обязанность исполнения временного запрета дея-тельности лежит на юридическом лице либо индивидуальном пред-принимателе. Срок временного запрета исчисляется с момента фактического пре-кращения деятельности и не может превышать пять суток. Вопрос: В случае приостановки деятельности объекта (помеще-ния), предусмотрена ли ответственность за срыв печати (плом-бы). Как устранять нарушения, в случае если помещения опеча-таны? Ответ: Административная ответственность за срыв печати (пломбы) предусмотрена статьей 19.2 КоАП РФ в виде административного штрафа до 500 рублей. Если по решению суда применено наказание в виде администра-тивного приостановления деятельности (эксплуатации объекта), ис-полнение наказания возлагается на судебных приставов-исполнителей. При этом способ исполнения наказания должен быть прописан в решении суда. Вопрос о возможности доступа на приоста-новленный для эксплуатации объект с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности решается судом и судебными приставами. При неясности способа исполнения наказания вопрос решается судом по обращению судебного пристава-исполнителя с учетом мнения представителя органа ГПН. Вопрос: Как можно обжаловать действия работников пожар-ной охраны, в частности инспекторов госпожнадзора? Ответ: Обжалование действий (бездействия) и решений должно-стных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действую-щим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд. Подача жало-бы производится в письменном виде. Кроме этого, изложить суть жа-лобы можно также по телефону «Доверия» ГУ МЧС России по Челя-бинской области (тел. 239-99-99). Лицо, направившее жалобу, в обя-зательном порядке обязано указать: - наименование государственного органа, в который направляется жалоба - Ф.И.О. должностного лица, которому подается жалоба - свою Ф.И.О. - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ - суть жалобы -поставить свою личную подпись и дату обращения - в случае необходимости в подтверждение своих доводов заяви-тель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии. Письменная жалоба, либо поступившая жалоба на телефон дове-рия в орган ГПН, рассматривается в течение 30 дней с момента реги-страции, ответ на жалобу направляется заявителю по почтовому адре-су, указанному в обращении. Вопрос: Как часто могут проводиться проверки инспектором госпожнадзора? Ответ: Плановые проверки за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в соответствии с требованиями закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и ин-дивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен-ного контроля (надзора)», приказа МЧС России № 517 от 1.10.2007г. «Административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности». Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Основанием для проведения плановой проверки является исте-чение трех лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица, индивиду-ального предпринимателя; 2) окончания проведения последней плановой проверки юриди-ческого лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответст-вии с представленным в уполномоченный Правительством Россий-ской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган испол-нительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уве-домления. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринима-телей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов дея-тельности и периодичность их плановых проверок установлен Поста-новлением Правительства РФ от 23.11.09 г. №944. Проведение внеплановых проверок осуществляется по истече-нию срока исполнения законного предписания по устранению нару-шений требований пожарной безопасности, или поступивших пись-менных обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индиви-дуальных предпринимателей, информации от органов государствен-ной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Рос-сийской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрез-вычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Вопрос: Необходимо ли лицензировать ведомственную пожар-ную охрану. Ответ: Ст. 17 Федерального Закона от 08.08.01 г. №128-ФЗ «О ли-цензировании отдельных видов деятельности», установлена обяза-тельность лицензирования деятельности по тушению пожаров. Вопрос: Обязательно ли заключение госпожнадзора для полу-чения лицензий на медицинскую деятельность? Ответ: Нет, в соответствии с Постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 г. Москва «Об утвер-ждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» заключение господнадзора для получения лицензий на медицин-скую деятельность не требуется. Вопрос: На каком основании требуется прохождение пожарно-технического минимума? Ответ: ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда» устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и иных видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и специалистов предприятий. Организация обучения работающих, правилам пожарной безопас-ности на производстве и населения относится к организационно-техническим мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с гл. 4 ГОСТ 12.1.004-91. В соответствии с п. 7, 15 «Правил пожарной безопасности в РФ», которыми предписано обязательное прохождение противопожарного инструктажа и обучение пожарно-техническому минимуму Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасно-сти работников организаций" Руководители, специалисты и работни-ки организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нор-мативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопас-ность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Вопрос: Какая ответственность наступает при нарушении и невыполнении требований пожарной безопасности, и невыполне-нии предписания ГПН? Ответ: В соответствии с частями статьи 20. 4 КоАП РФ «Наруше-ние требований пожарной безопасности», максимальный размер налагаемого административного штрафа составляет: -на граждан до 2000 рублей; -на должностных лиц до 4000 рублей; -на юридических лиц до 40000 рублей. В соответствии с частью 1 статьи 19. 5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания органа, должностного лица, осуществ-ляющего государственный надзора (контроль)», размер администра-тивного штрафа составляет: -на граждан до 500 рублей; -на должностных лиц до 2 000 рублей; -на юридических лиц до 20 000 рублей. В отношении должностного лица санкцией части 1 также преду-смотрена дисквалификация. В соответствии со статьей 219 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, гибель одного или бо-лее лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80000 рублей, ограничение свободы либо лишение свободы на срок до 7 се-ми лет с лишением права занимать определенные должности либо за-ниматься определенной деятельностью. Вопрос: Какие основные требования предъявляются к торго-вым павильонам (киоскам)? Ответ: •Наличие автоматической пожарной сигнализации; •Наличие телефонной связи; •Соответствие электрооборудования требованиям ПУЭ (со-единения жил электропроводов должно быть выполнено с помощью сварки, пайки, специальных зажимов, заизолирова-ны, аппараты защиты установлены на несгораемом основании и т. д.); •Отопление паровое или водяное, электрическое с применени-ем масляных радиаторов заводского изготовления с аппара-тами защиты; •Наличие не менее двух огнетушителей типа ОУ, ОП; •Двери должны открываться по ходу эвакуации; •Электросветильники с лампами накаливания должны быть оборудованы плафонами; •Запрещена отделка торговых залов горючим материалом. Основные распорядительные документы: •журнал инструктажа о мерах пожарной безопасности на рабочем месте; приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность; приказ руководителя об установлении противопожарного режима, инструкция по мерам пожарной безопасности; •инструкция по действиям рабочего персонала во время пожара. Вопрос: В каком случае из здания может быть один эвакуаци-онный выход? Ответ: Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания. Могут иметь один эвакуационный выход с этажа: •Жилые здания при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа — на этаже секции — менее 500 м2. •Производственные здания категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене 5 и менее чел., категории В — 25 и менее чел. •Подвальные и цокольные этажи при площади 300 и менее квадратных метров или предназначенные для одновременного пребывания 15 и менее человек. •Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, пред-приятия по обслуживанию населения (помещения этих пред-приятий характерны большей численностью посетителей, чем обслуживающего персонала) и учреждения органов управле-ния, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научно-исследовательские организации, банки, конторы, офисы; высотой не более 15 м., площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 чел. и при оборудовании выхода в лестничную клетку противопожарными дверями 2-го типа. Вопрос: Какой выход считается эвакуационным? Ответ: Выход считается эвакуационным, если он ведет: из помещений первого этажа непосредственно наружу или через ко¬ридор наружу. из помещений любого этажа, кроме первого непосредственно в ле-с¬тничную клетку или в коридор, ведущий непосредственно в лест-ничную клетку. Высота эвакуационных выходов должна быть не менее 1,9 метра, ши¬рина не менее 0,8 метра. Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Вопрос: Что означает понятие «Категория помещения по взрывопожарной и пожарной опасности». Ответ: Это понятие означает, какие вещества обращаются в по-мещении горючие газы, горючие пыли, легковоспламеняющиеся жидкости и т. д. от которых зависит опасность помещения. Категории делятся на 5 видов, каждой присвоен буквенный индекс. А, Б, В1-В4, Г, Д., Чем ближе буква к началу алфавита, тем опаснее помещение. Вопрос: Обязательно ли заключение органа Государственно¬го пожарного надзора для согласования перепланировки жилых по-мещений? Ответ: Вопрос о перепланировки квартиры является функцией орга-нов местного самоуправления и строительного надзора. Государст-венный пожарный надзор не согласовывает документов и может Вас только проконсультировать (устно или письменно) по возникающим при перепланировке вопросам в области пожарной безопасности. Вопрос: В каких случаях жилые здания должны оборудоваться автономными оптико-электронными дымовыми пожарными из-вещателями и отдельными кранами для внутриквартирного по-жаротушения? Ответ: Эти требования изложены в СНиП 31-01-2003 «Здания жи-лые многоквартирные» п. 7.3.3 и п. 7.4.5 и являются обязательными для исполнения в зданиях, проектирование и строительство которых осуществляется с 1 октября 2003 года. При наличии в здании автома-тической пожарной сигнализации следует в помещении консьержки, во внеквартирных коридорах и мусоросборных камерах установить дымовые пожарные извещатели. Вопрос: Почему запрещают остеклять лоджии? Ответ: В настоящее время разрешается остеклять лоджии. Не раз-решается остеклять переходы через воздушную зону при незадым-ляемых лестничных клетках. Допускается заполнение проема воз-душной зоны на первом этаже металлической решеткой Вопрос: Как переустановить у себя входную дверь и не нарушить законов. Ответ: Вопрос перепланировок в квартирах является функцией орга-нов местного самоуправления и строительного надзора. В качестве консультации поясняем, что если установленная дверь препятствует выходу из другой квартиры, то это является нарушением правил пожарной безопасности. Вместе с тем демонтировать данную дверь или заставить соседей это сделать могут только судебные инстанции. На установку двери в квартире никакого разрешения со стороны инспектора пожарного надзора не требуется. Вопрос: Какие решетки на окна первого этажа в квартире можно поставить. Ответ: При установке решеток на окна первого этажа необходимо в любом случае предусмотреть их распашными. Ключ всегда должен находиться в известном месте для всех членов семьи, чтобы в случае необходимости они могли оперативно открыть окна. Естественно, необходимо периодически проверять, открывают ли эти ключи решетки или нет, смазывать замки. Вопрос: Кто имеет право монтировать и обслуживать установки автоматической пожарной защиты? Ответ: Организации, имеющая лицензию МЧС России на осуще-ствление данного вида деятельности. Вопрос: На что нужно обращать внимание при выборе огне-тушителей? Ответ: 1. На корпусе огнетушителя должно быть указано для ту-шения, какого класса пожара он предназначен; 2. Срок эксплуатации, периодичность обслуживания, порядок ис-пользования и меры безопасности; 3. Подтверждение факта сертификации (знаком соответствия, сер-тификатом и товарно-сопроводительными документами). На каждый вид огнетушителя оформляется инструкция по приме-нению и техническому обслуживанию, которая в обязательном по-рядке содержит следующие требования: - марка огнетушителя -основные параметры огнетушителя -ограничения по температуре эксплуатации огнетушителя -действия персонала в случае пожара, -порядок приведения огнетушителя в действие, -основные тактические приемы с огнетушителями при тушении возможного пожара, - действия персонала после тушения пожара, - объем и периодичность проведения технического обслуживания огнетушителей, - правила техники безопасности при использовании и техническом обслуживании огнетушителей. НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» Вопрос: Какие огнетушители необходимо приобретать. Ответ: Все зависит от того, какое вещество подлежит тушению. Жидкие горючие вещества, твердые материалы. В правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 имеются сведения, какими огнетушителями необходимо оснащать объект - углекислотными, порошковыми, воздушно-пенными. Хотя наиболее универсальными и эффективными является газовые (углекислотные) типа ОУ-2, ОУ-5. В настоящее время запрещены к применению огнетушители хими-ческие пенные (ОХП-10), приводимые в действия путем переворачи-вания. Вопрос: Почему бытует мнение, что пожарные машины при-езжают на пожар без воды. Ответ: Это мнение ошибочно. Емкость для воды, установленная на пожарной машине, предназначена для оказания помощи в первые минуты, и в последующем автоцистерна устанавливается на основной водоисточник. Исходя из того, что один ствол «А» за одну минуту подает пол тонны воды, а от одного автомобиля можно подать 5 таких стволов, емкости пожарной машины, достаточно, в лучшем случае, на 5 минут работы, по этому у населения складывается мнение, что пожарные приехали без воды. Кроме того, имеются пожарные автомобили, где емкость с водой вообще отсутствует и они предназначены для выполнения других функций. Вопрос: Предусмотрен ли денежный сбор за выдачу заключе-ний о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности? Ответ: Органы Государственного пожарного надзора осуществля-ют выдачу заключений о соблюдении на объектах соискателя лицен-зии требований пожарной безопасности соискателям лицензии на безвозмездной основе. Вопрос: Как необходимо вести себя при пожаре? Ответ: Каждый гражданин при обнаружении пожара или призна-ков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) обязан: 1. немедленно сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану по тел. 01 назвать адрес и место расположения пожара и со-общить свою фамилию, поставить в известность руководство и де-журные службы объекта; 2. в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства; 3. проверить включение в работу автоматических систем про-тивопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты); 4. при необходимости отключить электроэнергию (за исключе-нием систем противопожарной защиты), остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития по-жара и задымления помещений здания; 5. прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; 6. удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участ-вующих в тушении пожара; 7. осуществить общее руководство по тушению пожара до при-бытия подразделения пожарной охраны; 8. обеспечить соблюдение требований безопасности работни-ками, принимающими участие в тушении пожара; 9. одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей; 10. организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу по-жара; 11. сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекае-мым для тушения пожаров и проведения, связанных с ними первооче-редных аварийно-спасательных работ, сведения о хранящихся на объ-екте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах. Вопрос: Какие виды деятельности лицензируются МЧС России. Ответ: На основании постановления Правительства Российской Фе-дерации от 26 января 2006 года № 45 «Об организации лицензирова-ния отдельных видов деятельности» лицензируются следующие виды: деятельность по тушению пожаров, производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасно-сти зданий и сооружений. Вопрос: На какие виды деятельности выдаются заключения ГПН. Ответ: Выдача заключений о противопожарном состоянии объектов соискателей лицензий производится на образовательную деятельность и оптово-розничную торговлю спиртосодержащей и алкогольной продукции. На основании: 1.Федерального закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»; 2.Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образователь-ной деятельности»; 3.Федерального закона РФ от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота эти-лового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; Вопрос: Какой срок выдается лицензия на работы в области по-жарной безопасности. Ответ: Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по за-явлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществ-ляется в порядке переоформления документа, подтверждающего на-личие лицензии. На основании Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятель-ности". Вопрос: Каким документом регламентируется порядок лицензи-рования в области пожарной безопасности. Ответ: Постановлением Прави¬тельства Российской Федерации от 25 октября 2006 года № 625 "О лицензировании деятель¬ности в области пожарной безопасности". Вопрос: Требуется ли лицензирование пожароопасных производ-ственных объектов. Ответ: Не требуется. Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопро-сам лицензирования отдельных видов деятельности» внесены в Феде-ральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензирова-нии отдельных видов деятельности" следующие изменения: - вид деятельности "эксплуатация пожароопасных производственных объектов; « признать утратившим силу; -вид деятельности "эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; « изложить в следующей редакции - "эксплуатация взрыво-пожароопасных производственных объектов". Вопрос: Что такое сертификат пожарной безопасности? Ответ: Сертификат пожарной безопасности - документ, выданный в соответствии с правилами Системы сертификации в области пожар-ной безопасности, для подтверждения соответствия сертифицируемой продукции установленным требованиям пожарной безопасности. Вопрос: Что является объектами сертификации? Ответ: Объектами сертификации являются: - продукция, предназна-ченная для защиты граждан от опасных (вредных) внешних воздейст-вий пожара в том числе: средства обнаружения пожара, средства ин-дивидуальной защиты пожарных и граждан от пожара, средства опо-вещения о наличии пожара, средства нормализации воздушной среды и освещения при пожаре, средства локализации или ликвидации по-жаров и их воздействий, другая пожарно-техническая продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности; - пожароопасная продукция (товары для личных (бытовых) нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и строительная продукция). Вопрос: Какие документы должен предъявить инспектор при проведении проверки? Ответ: Мероприятия по контролю проводятся на основании распо-ряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзо-ра); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченно-го на проведение мероприятия по контролю; наименование юридиче-ского лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предприни-мателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; пра-вовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых под-лежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю предъявляется со служебным удостоверением проверяющих. Вопрос: Какие документы оформляются органами ГПН по ре-зультатам проверок? Ответ: В соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуще-ствляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В случае выявления в результате мероприятия по контролю ад-министративного правонарушения, должностным лицом органа госу-дарственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений. Вопрос: Кто проводит противопожарный инструктаж с сотрудни-ками организаций и что включает в себя проведение противопо-жарного инструктажа? Ответ: В соответствии с приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обу-чения мерам пожарной безопасности работников организаций и в по-рядке, определяемом администрацией (собственником) организации. Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с: правилами содержания тер-ритории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуацион-ных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповеще-ния о пожаре и управления процессом эвакуации людей; требования-ми пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов; мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ; правилами применения открытого огня и проведения огневых работ; обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики. Вопрос: Для каких объектов разрабатываются планы эвакуации людей в случае пожара? Ответ: Для зданий и сооружений при единовременном пребывании на этаже более 10 человек. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Вопрос: Кем разрабатываются планы эвакуации людей в случае пожара? Ответ: План эвакуации может быть разработан любым лицом в соот-ветствии с ГОСТ Р. 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие техниче-ские требования. Методы контроля». Согласно п. 4.6.1 данного ГОСТ, разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением Государственной противопожарной службы, утверждаются руководителем организации. Вопрос: Где размещать огнетушители и планы эвакуации? Ответ: Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м для общественных зданий и сооружений. В общественных зданиях и сооружениях на каждом эта-же должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей, их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помеще-ний на высоте не более 1,5 м. Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и т.п. в строгом соответствии с местом раз-мещения, указанным на самом плане эвакуации. Вопрос: Что запрещается при эксплуатации эвакуационных путей и выходов. Ответ: Загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отхо-дами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуа-ционных выходов; - устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индиви-дуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; - устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препят-ствующие свободной эвакуации людей; - применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); - фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридо-ров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при по-жаре), а также снимать их; - остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; - заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фра-муг. Вопрос: Что запрещается в торговых предприятиях. Ответ: В торговых предприятиях запрещается: проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах; при размещении торговых предприятий в зданиях иного назначения хранить ЛВЖ, ГЖ, ГГ (в том числе баллоны с газом, лакокрасочные изделия, растворители, товары в аэрозольной упаковке), пиротехнические и другие взрывоопасные изделия; размещать отделы, секции по продаже пожароопасных товаров ближе 4 м от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации; устанавливать в торговых залах баллоны с ГГ для наполнения воз-душных шаров и других целей; размещать торговые, игровые аппараты и торговать товарами на пло-щадках лестничных клеток, в тамбурах и других путях эвакуации; хранить более 15 000 аэрозольных упаковок. Вопрос: Какие основные требования к вещевым рынкам. Ответ: Вещевые рынки, организованные по разрешению местных ор-ганов власти в установленном порядке на открытых площадках или в зданиях (сооружениях), должны отвечать следующим требованиям пожарной безопасности: торговое оборудование должно располагаться с учетом обеспечения свободных проходов шириной не менее 2 м вдоль рядов к эвакуаци-онным выходам; через каждые 30 м торгового ряда должны быть поперечные проходы шириной не менее 1,4 м; не разрешается торговать в лестничных клетках, холлах и коридорах; размещение рынка в зданиях (сооружениях) не должно повышать их пожарную опасность и нарушать установленные для этих зданий (со-оружений) требования пожарной безопасности. Вопрос: Где допускается продажа пиротехнической продукции. Ответ: Продажу боеприпасов (порох, капсюли, снаряженные патро-ны) и пиротехнических изделий разрешается проводить в специализированных магазинах или специализированных отделах (секциях). При этом отделы (секции) по продаже боеприпасов и пиротехнических изделий должны располагаться на верхних этажах магазинов и не примыкать к эвакуационным выходам.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3532) 499-205
Приемная
+7(3532)308-999
Единый «телефон доверия»
+7 (3532) 49-92-20
Пресс-служба ГУ МЧС России по Оренбургской области
gu@56.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)